unclezhora (unclezhora) wrote,
unclezhora
unclezhora

Category:

Немножко теории: "новый фильм" и "черная волна" в югославском кино

Прежде чем мы приступим к разбору фильма Йована Живановича «Любовь, как у Ромео и Джульетты», надо сказать несколько слов о югославском «новом фильме» и «черной волне». Что это такое, в чем между ними разница и с чем их вообще едят…

  1. Смысл в том, что до конца пятидесятых гг. в Югославии en masse снимались фильмы шаблонные, конвейерные, лишенные индивидуального почерка (за очень редким исключением). С конца пятидесятых, когда в киноиндустрию пришло новое поколение, в силу возраста благополучно проскочившее мимо Сциллы сталинизации и Харибды де-сталинизации, в югославском кино начало, наконец, происходить что-то интересное. Процессы обновления касались, прежде всего, внешнего облика югославской кинопродукции. В этой своей части «новый фильм» был властями поддержан, ибо более смотрибельная картинка сулила большие продажи за рубежом. Усложнение эстетики кинофильмов, при сохранении характерного для авторитарных режимов бравурного оптимизма, привело к возникновению «социалистического романтизма» и/или «поэтического реализма» в югославском кино. В чем между ними разница я объяснить не берусь.
  2. Также было разноображено количество допустимых в социалистическом кино жанров. Помимо фильмов о войне, послевоенном восстановлении разрушенного хозяйства и экранизаций литературной классики (Бранислава Нушича, Иво Андрича) появились мелодрамы, детективы, фильмы-катастрофы, фарсовые комедии и даже идеологически выдержанная научная фантастика («Война» Велько Булаича, 1960). Стали сниматься сатирические ленты, ожесточенно бичующие «отдельные недостатки» социалистического способа хозяйствования, в целом – хорошего и правильного («Любовь и мода», Любомир Радичевич, 1960). Одновременно с этим шло внутреннее деление на поджанры наиболее востребованного жанра - партизанского кино. Появились партизанские мелодрамы, партизанские комедии («Кот в каске» Жоржа Скригина), партизанские детективы, первое поколение партизанских боевиков (главный «брукхаймер» – Живорад-Жика Митрович). Это все не слишком уникально, схожие процессы происходили и в советском кино в период «оттепели». Да и по всей Восточной Европе в те годы нечто подобное творилось.
  3. Наиболее яркими представителями «нового фильма», грубо говоря, самым новым из всего, что было нового в «новом фильме», стали: сербы Александр Петрович, Йован Живанович и Пуриша Джорджевич, черногорец на хорватской службе Велько Булаич, боснийский мусульманин на хорватской службе Фадиль Хаджич. Под "хорватской службой" я подразумеваю их работу в Загребе, на "Ядран-фильме" и, в случае Булаича, последующую самоидентификацию. Также вспомним: переквалифицировавшегося в режиссера видного хорватского оператора Николу Тангофера, котрый работал еще над «Заставой», вторым по счету югославским полнометражным художественным фильмом. А также: хорватского театрального режиссера Бранко Бауэра, с ревизионистской партизанской драмы которого "Не оглядывайся, сынок" (1956), по мнению многих критиков, и начался весь этот "новый фильм". Отдельного упоминания заслуживает безумный хорват Ватрослав Мимица, автор сюрреалистических анимашек и короткометражек, в значительной степени предвосхитивших творческие искания наших любимых Яна Шванкмайера и Збигнева Рыбчиньского. Ничего оригинальнее, чем фильмы Мимицы, в югославском кино пятидесятых гг. совершенно точно не было. Итого мы имеем трех сербов, трех хорватов и по одной штуке черногорского и мусульманского квази-хорватов. Со словенцами все, как всегда, очень сложно, в словенском кино происходили свои собственные процессы, с общеюгославскими совпадавшие лишь отчасти.
  4. Будучи частью общих для всех стран «народной демократии» процессов, «новый фильм» разбудил и побудил к активной деятельности такое сугубо югославское кинематографическое явление, как «черная волна». На смену заигравшимся в своих эстетических исканиях представителям «нового фильма» пришли радикалы-отморозки, плевавшие на эстетическую красивость, равно как и на новаторство ради новаторства. Этим деятелям хотелась продемонстрировать  все гнусности и мерзости, всю чернушную сторону жизни в социалистической Югославии. Кинуть свое злобное нонконформистское «fuck you» зажравшейся красной буржуазии. При этом, до какого-то момента представители «черной волны» успешно мимикрировали под «новый фильм», свидетельство тому – омнибус трех будущих чернушников Павловича-Бабаца-Раконьца «Капли, воды, солдаты», мало чем отличающийся от партизанских фильмов того же Саши Петровича. Самые матерые злобные чернушники это уже не раз помянутые Живоин Павлович, Марко Бабац и Милорад-Кокан Раконяц. Не забудем также квази-документалиста Желимира Жильника и безумного трэш-анарихста Йоцу Йовановича. О Душане Макавееве и его последователе Лазаре Стояновиче мы также помним, но поговорим как-нибудь в другой раз…        
  5. Закрепляем пройденное: «новый фильм» - политически корректные эстетические искания, как правило окрашенные в сентиментально-романтические тона; «черная волна» - социальный протест на грани откровенной «антисоветчины», по форме предельно минималистичный, самодеятельный и тем самым раздражающий рядового зрителя. Все ли тебе, читатель, понятно? Есть вопросы – обращайся.    
Tags: Александр Петрович, Душан Макавеев, Желимир Жильник, Живоин Павлович, Йован Живанович, Югославия, абразивные свойства, коммунизм - благодать, плотоядные слизни, титоизм, юго-кино, югославское кино
Subscribe

  • "Нож" Живорада-Жики Митровича (1967)

    Предлагаю вашему вниманию завершающую часть триптиха о сходящих с ума от скуки женах югославских "красных буржуев". 1. Живорад-Жика…

  • Про Джордже Кадиевича

    Посмотрел я два ключевых для понимания творчества Кадиевича (теле)фильма - "Бабочка" (1974) и "Девическая песнь" (1973). Спасибо…

  • Две новости о юго-кино

    Во-первых, с радостью констатирую, что сербы приступили наконец к выпуску на цифровых носителях наследия Пуриши Джорджевича - классика сербского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments